Дворяшина Н. А. Блок и музыка. Сценарий литературной гостиной   Сценарий позволяет обратить внимание учащихся на своеобразие поэтического мира А.Блока, музыкальность, звуковое богатство лирики поэта, многообразие её перекличек с русской и мировой музыкальной культурой

Шутан М. Изучение рассказа М. Горького «Отшельник». 11 класс    Рассказ М. Горького «Отшельник», написанный в 1923 году, не вошёл, к большому сожалению, в школьную практику, но попытаемся показать его значение в постижении художественного мира одного из крупнейших русских писателей XX века. В центре нашего внимания будут символические образы, которые могут скрепить различные части интерпретационного текста, возникающего на занятии по произведению М. Горького

Борщевская М.Ю. Слово и музыка: обучение интерпретации на уроке литературы     Описывая ход урока по рассказу И. С. Тургенева «Певцы» в 8 классе,  мы показываем, каким образом на этапе формирования интерпретационных навыков можно ввести в сознание учащихся некоторые общие для литературы и музыки эстетические понятия и через воздействие музыки повысить эмоциональное восприятие литературного текста, усилив тем самым импульс к его пониманию

Ельцова В. Гротекс в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». 7 класс     В статье предлагается методика анализа сказки Салтыкова- Щедрина, повторения теоретико-литературных понятий и введения понятия «гротеск».
Ключевые слова: литературная сказка, фантастика, юмор, сатира, гротеск

Коновалова Л. Выбор жизненного пути в повести и в фильме В. Шукшина «Калина красная». 8 класс     В статье показано, как на уроке внеклассного чтения учитель организует сравнительно-сопоставительный анализ повести и фильма В.Шукшина «Калина красная», основой обсуждения которых становится тема выбора жизненного пути. Ключевые слова: повесть как жанр прозы и её экранизация, сценарий, киноповесть, особенности кинематографа, сравнительный анализ, интерпретация, нравственный выбор

Васильева С. А. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». 6 класс   В статье предлагается разработка урока, связанная с чтением, анализом и интерпретацией пушкинского стихотворения.  Ключевые слова: пейзажная лирика, единство человека и природы, лирический герой, красота природы, любовь к природе, к русской классике, русскому языку

Гордая Л. Н. Образы детей в произведениях русских писателей. 5 класс  На предлагаемом читателям уроке ученики обобщают знания о детских образах в изученных художественных произведениях, осмысливают роль детей в рассказах и повестях русских писателей. Ключевые слова: обобщение знаний, образы детей, характер литературного героя, активный познавательный процесс, творчество детей

Вильчинская О.В. Баллада Р. Стивенсона «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД». 5 класс   В статье представлен урок, направленный на анализ баллады с использованием межпредметных связей, ролевой игры. Ключевые слова: Шотландия, Стивенсон, биографические сведения, баллада, легенда, идея, любовь к родной земле

Подгрушняя О. С. Лирическая повесть Бориса Балтера «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!»  В статье рассказывается об уроке по повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!»; осмысливая повесть, старшеклассники проводят историко-литературное исследование, посвящённое эпохе 1930-х годов и проблематике произведения

Панкратова Т.Б. Неизвестный Виктор Курочкин    В статье анализируются некоторые неизвестные и малоизвестные произведения Виктора Курочкина в контексте других произведений писателя и в контексте произведений писателей поколения Курочкина. Статья раскрывает особенности стилистики писателя, расширяет представление о его творчестве, о литературном процессе 1950-1960-х годов

Лученецкая-Бурдина И.Ю. Современные подходы к прочтению русской классики в школе   Статья посвящена изучению на уроках литературы романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В ней рассматриваются принципы, определяющие внутреннее единство произведения, предлагается интерпретация системы образов романа и нравственных проблем, поднимаемых писателем

Крупина Н. Л. Вечно живая классика. Повесть «ГРОБОВЩИК» А.С.Пушкина по следам урока М. Болгарова    Автор предлагает внимательное прочтение повести А.С.Пушкина «Гробовщик», делает акценты на характеристике главного пушкинского героя

Новикова Л.В. Стилистический эксперимент как прием анализа поэтики художественного текста   Готовность и умение не только видеть, что изображено, но и понимать, как это сделано, и отличает наивного «потребителя» художественного текста от квалифицированного читателя. Именно проницательному взгляду последнего доступны такие глубины и тонкости авторского замысла, о существовании которых неискушённый «глотатель букв» даже не догадывается

Зинин С.А. Вопросы методологии школьного изучения литературы в контексте современной образовательной ситуации     Принцип историзма (как и традиционно сопутствующий ему принцип народности литературы) ещё до недавнего времени казался незыблемым и неоспоримым для всех, кто обращался к основам преподавания литературы как учебного предмета

Хоменко К. П. Пока не стало поздно. Урок по рассказу К. Н. Паустовского Телеграмма. 8 класс    Анализируя рассказ «Телеграмма», учитель помогает учащимся на основе исследования текста понять, какой урок нравственности преподносит нам К.Г.Паустовский, что такое настоящая доброта, осознать ценность семейных отношений и по-новому взглянуть на родных и близких

Шутан М. И. Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы в 10 классе   В статье подробно охарактеризованы этапы деятельности школьников на обобщающих уроках, посвящённых концепту «мать» и проводимых в связи с творчеством Некрасова. При этом особое внимание уделяется работе с «заместителями» лексического значения слова-концепта. Автор статьи показывает, как в рамках учебного занятия действует логика постепенного расширения контекста

Филонова Ю.А. Диалог с писателем-современником на уроке внеклассного чтения. А. Лиханов «Мальчик которому не больно», «Девочка которой все равно»    В статье показаны методические приёмы организации диалога читателя с автором при обсуждении новых произведений А.А.Лиханова

Калганова Т. А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать на литературную тему  В статье говорится о значении письменной речи в информационном обществе, о методике обучения сочинению на примере размышления и ответа на проблемный вопрос

Черников А. П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С. Есенина    В статье рассматривается сложность и своеобразие творческого пути С.Есенина, его напряжённые художественные искания, особенности поэтики. Ключевые слова: проблематика, художественные искания, концепция мира и человека, природа России

Нехаев Р.В. Рассказ И. С. Тургенева Живые мощи. 9 класс   Автор статьи предлагает вопросы и задания для анализа рассказа в единстве формы и содержания; отмечает актуальность утверждаемых Тургеневым нравственных ценностей. Ключевые слова: человек, природа, Бог, любовь, болезнь, страдания, прощение, терпение, болезнь, авторская позиция

Молчанова С. В. Слово «Таинство» и таинство слова. О рассказе Евгения Носова «Красное вино Победы»   С помощью лексико-стилистического анализа в статье обосновывается мысль, что художественным ядром рассказа Е.Носова «Красное вино победы», «образом образов» (Аф. Потебня) является таинство Евхаристии

Граблина Н. В. «Любовь, что движет солнце и светила...». Урок по рассказу К. Паустовского «Снег»    представлен конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского «Снег». «Искусство медленного чтения», «чтение с остановками» становится главным методическим приёмом постижения нравственно-художественной глубины произведения

Пронина Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века    В статье содержатся конкретные советы и рекомендации по точной интерпретации «лейтенантской прозы», предлагается анализ таких произведений, как «Сашка» В.Кондратьева, «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег» Ю.Бондарева

Ступина Н. А. «Голос, взывающий к жизни». К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц   В статье представлены основные вехи творческого пути Ольги Берггольц. Отмечаются особенности поэтики её произведений тридцатых годов, самоотверженное служение поэтессы в годы военной блокады в Ленинграде

Соловей Т. Г. Анализ вступления к поэме А. С. Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». 7 класс  В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся

Сиренко Л. А. Урок по поэзии А. Ахматовой   Знакомство с лирикой А.Ахматовой предлагается в форме интерактивного урока: учащиеся в группах представляют фрагменты биографии, делают анализ предложенных стихотворений

Старикова В.А. А. П. Чехов в стихотворении И. А. Бунина «ХУДОЖНИК»   В статье дан развёрнутый анализ стихотворения И.А.Бунина «Художник», рассматриваются особенности поэтического видения И.А.Буниным А.П.Чехова, «удивительного человека и удивительного писателя»    

Запольская А.И. «Поэтом можешь ты не быть...» Об итоговом занятии по стиховедению в XI классе    Ключевые слова: художественная целостность, мини-антологии, рифма, звукопись, Онегинская строфа, центон, итоговое занятие по стиховедению

Черкезова М.В. РАССКАЗ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ      В статье предложена отличная от принятой трактовка образа Челкаша: он не босяк, отрицающий правила обычной жизни, а человек обездоленный, лишённый не по своей вине возможности заниматься крестьянским трудом

Миронова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА. X КЛАСС     Н.А. Некрасов - поэт, изучение личности и творчества которого формирует нравственные качества школьника-читателя. В статье предложены лекция и система вопросов и заданий, направленных на изучение биографии поэта и его лирических произведений

Беляева Н.В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ      В статье показано, как в основной школе начинать пропедевтическую подготовку к итоговому сочинению с анализа текстов-образцов и какие метапредметные результаты ФГОС основного общего образования могут быть при этом реализованы

Колокольцев Е.Н. ДУМАЛ УЖ О ФОРМЕ ПЛАНА... Составление плана на уроках изучения художественного произведения            Автор обращается к вариантам составления плана эпических произведений, которые передают особенности литературного сюжета, фиксируют внимание учеников на жанровых особенностях произведений и роли рассказчиков в них

Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С. Малицкого Танька дурочка     В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал

Кургуз С.П. «Очень русский человек» И.А. Бунин: жизнь и творчество XI класс      Данный урок поможет представить И.А.Бунина, в творчестве которого в полной мере отразились все противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков, сложный момент в судьбе России и её народа

Соловей Т .Г. Святому братству верен я... Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 ОКТЯБРЯ 1825» VIII класс  В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина«19 октября 1825». Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного единения людей