Хоменко К. П. Пока не стало поздно. Урок по рассказу К. Н. Паустовского Телеграмма. 8 класс    Анализируя рассказ «Телеграмма», учитель помогает учащимся на основе исследования текста понять, какой урок нравственности преподносит нам К.Г.Паустовский, что такое настоящая доброта, осознать ценность семейных отношений и по-новому взглянуть на родных и близких

Шутан М. И. Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы в 10 классе   В статье подробно охарактеризованы этапы деятельности школьников на обобщающих уроках, посвящённых концепту «мать» и проводимых в связи с творчеством Некрасова. При этом особое внимание уделяется работе с «заместителями» лексического значения слова-концепта. Автор статьи показывает, как в рамках учебного занятия действует логика постепенного расширения контекста

Филонова Ю.А. Диалог с писателем-современником на уроке внеклассного чтения. А. Лиханов «Мальчик которому не больно», «Девочка которой все равно»    В статье показаны методические приёмы организации диалога читателя с автором при обсуждении новых произведений А.А.Лиханова

Калганова Т. А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать на литературную тему  В статье говорится о значении письменной речи в информационном обществе, о методике обучения сочинению на примере размышления и ответа на проблемный вопрос

Черников А. П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С. Есенина    В статье рассматривается сложность и своеобразие творческого пути С.Есенина, его напряжённые художественные искания, особенности поэтики. Ключевые слова: проблематика, художественные искания, концепция мира и человека, природа России

Нехаев Р.В. Рассказ И. С. Тургенева Живые мощи. 9 класс   Автор статьи предлагает вопросы и задания для анализа рассказа в единстве формы и содержания; отмечает актуальность утверждаемых Тургеневым нравственных ценностей. Ключевые слова: человек, природа, Бог, любовь, болезнь, страдания, прощение, терпение, болезнь, авторская позиция

Молчанова С. В. Слово «Таинство» и таинство слова. О рассказе Евгения Носова «Красное вино Победы»   С помощью лексико-стилистического анализа в статье обосновывается мысль, что художественным ядром рассказа Е.Носова «Красное вино победы», «образом образов» (Аф. Потебня) является таинство Евхаристии

Граблина Н. В. «Любовь, что движет солнце и светила...». Урок по рассказу К. Паустовского «Снег»    представлен конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского «Снег». «Искусство медленного чтения», «чтение с остановками» становится главным методическим приёмом постижения нравственно-художественной глубины произведения

Пронина Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века    В статье содержатся конкретные советы и рекомендации по точной интерпретации «лейтенантской прозы», предлагается анализ таких произведений, как «Сашка» В.Кондратьева, «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег» Ю.Бондарева

Ступина Н. А. «Голос, взывающий к жизни». К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц   В статье представлены основные вехи творческого пути Ольги Берггольц. Отмечаются особенности поэтики её произведений тридцатых годов, самоотверженное служение поэтессы в годы военной блокады в Ленинграде

Соловей Т. Г. Анализ вступления к поэме А. С. Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». 7 класс  В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся

Сиренко Л. А. Урок по поэзии А. Ахматовой   Знакомство с лирикой А.Ахматовой предлагается в форме интерактивного урока: учащиеся в группах представляют фрагменты биографии, делают анализ предложенных стихотворений

Старикова В.А. А. П. Чехов в стихотворении И. А. Бунина «ХУДОЖНИК»   В статье дан развёрнутый анализ стихотворения И.А.Бунина «Художник», рассматриваются особенности поэтического видения И.А.Буниным А.П.Чехова, «удивительного человека и удивительного писателя»    

Запольская А.И. «Поэтом можешь ты не быть...» Об итоговом занятии по стиховедению в XI классе    Ключевые слова: художественная целостность, мини-антологии, рифма, звукопись, Онегинская строфа, центон, итоговое занятие по стиховедению

Черкезова М.В. РАССКАЗ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ      В статье предложена отличная от принятой трактовка образа Челкаша: он не босяк, отрицающий правила обычной жизни, а человек обездоленный, лишённый не по своей вине возможности заниматься крестьянским трудом

Миронова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА. X КЛАСС     Н.А. Некрасов - поэт, изучение личности и творчества которого формирует нравственные качества школьника-читателя. В статье предложены лекция и система вопросов и заданий, направленных на изучение биографии поэта и его лирических произведений

Беляева Н.В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ      В статье показано, как в основной школе начинать пропедевтическую подготовку к итоговому сочинению с анализа текстов-образцов и какие метапредметные результаты ФГОС основного общего образования могут быть при этом реализованы

Колокольцев Е.Н. ДУМАЛ УЖ О ФОРМЕ ПЛАНА... Составление плана на уроках изучения художественного произведения            Автор обращается к вариантам составления плана эпических произведений, которые передают особенности литературного сюжета, фиксируют внимание учеников на жанровых особенностях произведений и роли рассказчиков в них

Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С. Малицкого Танька дурочка     В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал

Кургуз С.П. «Очень русский человек» И.А. Бунин: жизнь и творчество XI класс      Данный урок поможет представить И.А.Бунина, в творчестве которого в полной мере отразились все противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков, сложный момент в судьбе России и её народа

Соловей Т .Г. Святому братству верен я... Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 ОКТЯБРЯ 1825» VIII класс  В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина«19 октября 1825». Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного единения людей