Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников
    Биология, зоология, ботаника, медицина

    Генетика

    География, экология

    Информатика, ИКТ

    История

    Ландшафтный дизайн

    Литература, русский язык

      МХК, ИЗО, музыка, ДПИ

      Нанотехнологии

      Палеонтология

      Физика, астрономия, химия


      Библиотека

      Медиаресурсы 

      Школьная библиотека

      Подготовка к ЕГЭ, ГИА

      Одаренные дети

      Проекты

      Мир русской усадьбы

      Эко 

      Методический портфолио учителя

      Встречи в учительской

      Творчество педагогов

      Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

      Конкурсы профессионального мастерства педагогов

      Творческие страницы

      Рефераты школьников

      Конкурсы школьников

      Альманах детского творчества "Утро"

      Творчество школьников

      Фотогалерея

      Школа фотомастерства

      Доска объявлений

      Полезные ссылки

      Гостевая книга
      Sort

      Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
      И резка объемных букв пенопласт.
        День за днем : За страницами учебников : Литература, русский язык  

      Литература, русский язык


      О КНИГАХ-ЮБИЛЯРАХ 
       
       
       
       
      М.С. Петровский. Что отпирает "Золотой ключик"
       
       
      Д. Сичинава.  Винни-Пух от Западного до Восточного полюса. Самая полная история плюшевого медведя глазами лингвиста-коллекционера         Лингвист Дмитрий Сичинава известен миру как старший научный сотрудник отдела корпусной лингвистики Института русского языка имени Виноградова и преподаватель Высшей школы экономики. Мало кто знает, что Дмитрий собрал самую богатую коллекцию книг о Винни-Пухе в России (по крайней мере, этот титул пока никто не оспаривал). По просьбе «Горького» Дмитрий рассказал, как собиралась коллекция, что с ее помощью можно узнать об истории перевода и культуре разных стран, а также чем Винни-Пух может помочь лингвистике
       
       

       
       
      Н.В. Цветкова. Слово современников Гоголя о «Мертвых душах». Что актуальнее: оценка критики или науки ?      Сегодня, когда на уроке литературы в школе и на лекции в вузе давно расстались с социологическими подходами к анализу художественного текста, при анализе «Мертвых душ» по-прежнему обращаются к статьям В. Белинского, который по миропониманию и мировоззрению был чужд автору поэмы. При этом игнорируется мнение близких к Гоголю людей, профессионально занимавшихся филологической наукой
       
      Алан Александр Милн       Алану Александру Милну, как и многим другим писателям, не повезло. Не повезло в том, что он, серьёзный и плодовитый писатель, остался в памяти широкой публики автором одной книги, да ещё детской
       
      Б. Ганн.   А. Милн:   Винни-Пух и прочие неприятности      Алан рос сложным ребенком, вечно гоняющимся за любовью родителей, он всю жизнь доказывал, что достоин её. Не отсюда ли все особенности странного характера Алана Александра Милна, его нелепого брака и саморазрушения в конце жизни?
       

      Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина.   Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей     Рассматривая в статье феномен бездумного чтения, авторы указывают пути его преодоления. Важную роль в этой трудной работе играют информационные технологии. Перспектива их использования в диагностике и коррекции нарушений читательского развития состоит в разработке инструментов обучения, позволяющих визуализировать процесс понимания текста и контекста и тем самым обнаружить скрытые проблемы читательского развития ребенка
       
      А.Д. Казимирчук. Каразин и Верещагин: ориенталистская проза русских художников     В статье рассматриваются особенности идеологии и художественного стиля литературных произведений русских художников Н. Каразина и В. Верещагина

      Л.И. Скокова. Был ли Тургенев пессимистом? Фантазия «Призраки»     Статья посвящена анализу фантазии И.С. Тургенева «Призраки» с точки зрения жанрового своеобразия влияния общественно-исторической эпохи на литературный процесс, соотношения в тексте романтизма и реализма

      Б.А. Ланин, А.Б. Ланина. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в кино и на телеэкране
           Рассматриваются различные экранизации романа А.С. Пушкина. Предлагаются различные методические подходы к использованию экранизаций романа в литературном образовании
       
      М.В. Соломонова. «Страшный» жанр в современной детской литературе: жуткое, чудесное, комическое     В статье рассматривается дискурс «страшного» в современной детской литературе
       
      Г.Л. Медынцева. «Великий инквизитор собственной и чужой души». Портреты Достоевского (По материалам Литературного музея)       Образ великого писателя запечатлен в фотографиях, живописи, графике, скульптуре. Художники, создавая изображения писателя, неизбежно привносят в них свое отношение к его творчеству. А потому портреты и фотографии Ф.М. Достоевского замечательны не только тем, что адекватно отражают личность писателя, но и тем, что в каждом из них угадываются его герои      Статья в формате  pdf
       
      Н. Мышьякова. «Идеальный мир» поэзии А.А. Фета.   Анализ одного стихотворения     Своеобразие «идеального мира», обладающего исключительным правом быть миром искусства, теснейшим образом связано с общеромантическими воззрениями Фета. Трудно найти у Фета стихотворение, в котором бы не присутствовала мысль о высшей сфере идеального, предельно чуждой всему земному
       
      А. Княжицкий. Поговорим о календарях, или Время в произведениях русской классики    Русская литература приучила читателя к точности исторического времени: исторический календарь соотносился с календарем каждого героя и всех героев произведения. Человек, таким образом, воспринимался и оценивался как «человек исторический» в самом прямом СМЫСЛЕ слова. Человек — это человек в контексте истории

      И. Толоконникова. Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева      Повесть «Ася» была опубликована И.С. Тургеневым в 1858 году в журнале «Современник». Сам автор признавался, что «писал ее очень горячо, чуть не со слезами».   Сюжет очень прост...

      Л.А. Концевая. Понимание текста — ключ к сочинению. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»     Попробуем понять рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Вначале прочитайте его медленно, стараясь уловить все сигналы текста.  Запишите все, что вам удалось извлечь из текста рассказа...
       
       
      Н. Онипенко. Как анализировать стихи. На примере стихотворений Марины Цветаевой     Поэтический текст отличается от прозаического. Внешние различия прозы и поэзии очевидны: напечатанные тексты будут различаться по тому, равной или разной длины у них строчки; на слух различием будет служить наличие или отсутствие ритма (строгого размера, метра), рифмы.
      А если заглянуть вглубь?

      В.В. Тартынских. О знакомом рубле и о почти неизвестном рубеле... Интересные факты из истории слов    Есть два похожих слова в языке — рубль и рубель.  Кажется ясной связь обоих слов с глаголом рубить.  Но верно ли это? Какова их история появления в языке?

      Г.М. Шипицына. Как в пословицах и поговорках используются конкретизирующие слова    В русском языке наиболее надежными средствами соотнесения содержания с действительностью являются такие слова, которые позволяют максимально адресно и конкретно указать на объекты описываемой реальности

      В.В. Тартынских. Как Наполеон стал пирожным. Из истории превращения собственных имен в нарицательные   В чем заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?  Слову доступны и цвет, и звуки, и колорит, и историческая глубина. Возможности слова безграничны

      В. Несказкина. Что читали герои «Войны и мира»? Литературная викторина     О чтении своих героев, их любимых авторах Толстой, действительно, пишет сравнительно редко. Но метко. Все указания такого рода существенны для понимания характеров, поведения героев, исторического колорита
       
      Н. Долгополов. Оперативный вальс в германском посольстве       Разведчицу Зою Воскресенскую нежданно рассекретил в начале 1990-х лично тогдашний начальник советской разведки Владимир Крючков. Оказалось, что знаменитая детская писательница, тиражи книг которой перевалили за 21 миллион, еще и полковник внешней разведки, и даже бывший нелегал. А важнейшие донесения, подписанные псевдонимами Ирина или Ярцева, а также фамилией мужа — Рыбкина, печатались в отличие от художественных произведений всего в трех экземплярах: Сталину, Молотову, Берии
       
      В. Эрлихман.  Последняя улыбка Серебряного века. Строчки и кумиры Ирины Одоевцевой, родившейся 120 лет назад     Вернувшись в Россию на заре перестройки, она соединила нашу повседневность с далеким, почти нереальным Серебряным веком. И она же подвела под этим веком черту, через несколько лет уйдя из жизни. Этого уже достаточно, чтобы ее имя оказалось вписано в историю литературы
       
      З.А. Шелестова. Агата Кристи — «Королева детектива»     Детективные романы даже самых признанных мастеров этого жанра в список «обязательной» для культурного человека литературы не входят. Между тем лучшие детективы — это не только запутанный сюжет, но и сложные интересные характеры, психологически мотивированные поступки, нравственная оценка изображенного автором преступления, так что и детективы нужно «уметь читать»
       
      Р.Э. Арбитман. И не допито темное пиво (О творчестве С. Лукьяненко)     Вы с каким глазом мечтаете расстаться — с правым или с левым? Вы за кого проголосуете завтра — за Гиммлера или за Чикатило?  Вопросы, с которых мы начали, выглядят даже не провокационными, а просто идиотскими, но, если вдуматься, именно такому выбору, бессмысленному и беспощадному, посвящена едва ли не вся «дозорная» пенталогия популярного фантаста Сергея Лукьяненко
       

      Р.Э. Арбитман. Главное чтобы костюмчик (О романе Б.Акунина "Черный город")     Фандорин — из тех же героев, обреченных на возвращение. Автор оставил несколько лазеек: зачем-то ведь рассказано, что герой изучал квантовую теорию

      Р.Э. Арбитман.  Акунин в тумане        Борис Акунин — даровитый беллетрист и умный коммерсант. Еще на рубеже веков он оседлал волну ностальгии по «России-которую-мы-потеряли» и вдохнул жизнь в жанр ретро-детектива

      В. Я. Линков.  Творчество Чехова как целое      Всякий, кто захочет составить о Чехове целостное представление и возьмется за труды исследователей, обнаружит несколько Чеховых, зачастую не имеющих точек соприкосновения


      Б.А. Ланин.  Захар Прилепин — Джон Уэйн современной литературы     У Захара Прилепина фантастическая карьера, совсем не русская, а вполне себе американская. Чего только не было в его жизни! Пожалуй, лишь Александра Ивановича Куприна он так и не сумел обогнать по крутости жизненных поворотов
         

      Л.В. Чернец.  Человек в футляре: литературный тип и его вариации    Заглавие известного произведения А.П. Чехова стало номинацией литературного типа.  «...личность Беликова является замечательным художественным откровением г. Чехова, одним из тех типов, которые, вроде Обломова или Чичикова, выражают собою или целую общественную среду, или дух своего времени»

      Э.Ф. Шафранская, Т. М. Пономарева.  Ориенталистские и постколониальные мотивы в современной литературе: «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной и «Нас там нет» Ларисы Бау     Актуальность проблематики, вынесенной в заглавие данной статьи, резонирует с большим количеством недавно изданных отечественных (и переведенных западных) исследований по ориентализму и постколониальным процессам в культуре и литературе). Целесообразность знакомства школьного учителя с проблематикой исследования связана, с одной стороны, с необходимостью знакомства с новой для литературы рубежа веков и XXI в. постколониальной тематикой, возникшей на сломе советской империи, с другой стороны — с инновационным направлением гуманитаристики не только в российском, но и зарубежном дискурсе

      Е.Е. Яблонская.  «Трудно богатому войти в царство небесное»:   Лаптевы как модель семьи Чеховых.  По повести А.П. Чехова «Три года»    Повесть А.П.Чехова «Три года», написанная в конце 1894 г. и опубликованная в «Русской мысли» в 1895 г., не была понята современниками. Позже критики писали, что «весь рассказ внезапно обрывается как раз там, где он вступает в новый наиболее интересный фазис» и переполнен «страницами ненужных подробностей»...

      Л.И. Скокова.  К вопросу о «лишнем человеке» и природе в романе И. Тургенева «Рудин»    Роман Тургенева «Рудин» укладывается в форму реалистического «усадебного романа», основоположником которого можно считать Тургенева; писатель развил усадебный сюжет, бытовавший и до него в русской литературе, до целостной, законченной художественной формы

      Н.В. Перцов.  Над рукописями Пушкина     Доктор филологических наук Николай Викторович Перцов рассказывает о работе текстолога над рукописями Пушкина и о принципах издания черновиков, о роли и перспективах компьютерных технологий в области публикации писательских черновиков

      Заяц С.  М.  Борис Зайцев как лик Серебряного века в контексте русской православной традиции    Сегодня отечественная филологическая и философская наука все чаще и чаще обращается к представителям и творцам Серебряного века. Открываются для современного читателя творчество писателей и поэтов, без которых немыслимо представить русскую культуру и литературу, философскую мысль русской духовной цивилизации. Эта культура имеет глубокие исторические корни. Русская классическая традиция не с А.С. Пушкина началась и даже не с М.В. Ломоносова, а гораздо ранее...

      Гордиенко Т.В.  Творчество Н.В. Гоголя в интерпретации Б.К. Зайцева      В различных статьях не раз обращался Б.К. Зайцев к Н.В. Гоголю, к его жизни, творчеству, духовному наследию


      Базанова О.  Москва моя родина  (Лермонтовские места Москвы)     Слишком коротким был земной путь одного из величайших отечественных мастеров слова Михаила Лермонтова (1814-1841), и тем дороже нам каждая крупица сведений, собранных о его жизни. Из отпущенных ему неполных двадцати семи лет он лишь шесть в общей сложности провел в Москве, но считал ее своей родиной и любил «как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно!»

      Скокова Л.И.  Иван Тургенев в борьбе за отмену крепостного права     Главным событием тургеневской эпохи, несомненно, была отмена крепостного права в 1861 году, взорвавшая экономический фундамент, на котором почти два столетия держались экономические и социальные отношения в России. Однако этому судьбоносному для России событию предшествовала долгая полувековая идеологическая борьба.  Остановимся на одном из подвижников этой борьбы — Иване Сергеевиче Тургеневе...


      Базанова О.  Кавказ был колыбелью его поэзии      Пятигорск, центр Северо-Кавказского федерального округа, старейшая российская бальнеологическая здравница, как населенный пункт берет начало со строительства в 1780 г. Константиногорской крепости, а как курорт — с указа императора Александра I от 1803 г. Для почитателей же таланта Михаила Юрьевича Лермонтова весь город, по словам авторитетного литературоведа профессора Бориса Эйхенбаума, - «своего рода исторический экспонат, связанный с жизнью, творчеством и трагической гибелью великого поэта»

      Русские писатели и публицисты о Лермонтове

      Сомов В.П. Вольтер в поэтическом сознании Пушкина    С юных лет и до конца своих дней Пушкин оставался поклонником личности и творчества Мари Франсуа Аруэ (Вольтера)

      Шайтанов И.О.  Образ автора и образ человека   (У. Шекспир)      «Шекспировская тайна» — завораживающее и опасное словосочетание. О том, насколько и почему опасное, мы знаем в русской культуре на примере Пушкина: как только речь заходит о «пушкинской тайне», творчество отступает, а на первый план выдвигается биография, украшенная фантастическими домыслами. Пушкиноведение сменяется «дантесоведением». История «шекспировского вопроса» представляет в этом отношении прямую параллель

      Гилилов И.М.  Шекспировская тайна     Сегодня представить себе мировую культуру без Шекспира невозможно. Десятки миллионов людей читают его произведения на всех языках мира, видят его героев на сценах театров, на кино- и телеэкранах. Ежегодно появляется около пяти тысяч книг и статей, имеющих отношение к Шекспиру: переиздания, исследования, рецензии на книги и постановки.  И самое главное — продолжает существовать «шекспировская тайна», т.е. проблема личности Шекспира, споры вокруг которой продолжаются уже около двух столетий
          

      Якушева Г.В.  Уильям (Вильям) Шекспир     Друг «натуры», ненавидящий фальшь, искусственность, лицемерие, Шекспир доказал свое приятие этого мира. Потому и как художник он вмещает в себя все — и чопорную иносказательность, и ученость «университетских умов», и державную риторику, и простонародную речь, и нежность страстных признаний


      Цурганова Е.А. Джонатан Свифт, английский писатель и политический деятель    Свифт оказал огромное влияние на мировую литературу. Жанр сатирического, с использованием фантастики, отображения действительности, творчески развили М.Е. Салтыков-Щедрин и А. Франс
          

      Зыкова Е.П. Сэмюэл Ричардсон, английский писатель, создатель семейно-бытового романа     Сэмюэл Ричардсон сделал карьеру, типичную в XVIII в. для энергичного и работоспособного человека третьего сословия. Сын столяра, отданный в ученики к лондонскому типографу, он прошел путь до владельца собственной типографии и главы гильдии типографов и очень гордился тем, что своими силами достиг уважаемого положения в обществе


      Кагарлицкий Ю.И. Оливер Голдсмит, английский писатель-сентименталист    Английская литература, как ни одна другая, кишит чудаками. Оно и понятно, чудак — существо не своекорыстное, да к тому же забавное. А английский фольклор удивительно юмористичен. Английский чудак идет из самых глубин народного сознания.  Один из авторов, нарисовавших немало чудаков, сам был из их числа. Звали его Оливер Голдсмит...

      Цурганова Е.А.  Роберт Бернс, шотландский поэт     «Во всем его облике чувствовались ум и сила, и только глаза выдавали поэтическую натуру и темперамент», — писал Вальтер Скотт о своем великом соотечественнике Роберте Бернсе. Значение творчества Бернса исключительно для Шотландии, он занимает выдающееся место в истории всей английской литературы.  Слава Бернса распространилась далеко за пределы его родины. В стихотворениях поэта едва ли не в последний раз отразились во всем блеске лучшие, гуманные идеи века Просвещения

      Зыкова Е.П.   Уильям Блейк, английский поэт и художник     Одна из самых ярких и загадочных фигур в истории английской культуры — Уильям Блейк. Гениальный поэт и гравер, он выстроил необычайный художественный мир, который невозможно спутать ни с каким другим

      Баландин Р.  Алекандр Герцен:  жажда идеала      «Жизнь есть цель, и средство, и причина, и действие... это есть вечное беспокойство деятельного, напряженного вещества, отыскивающего равновесие, чтобы снова потерять его...» - писал в середине XIX в. Александр Герцен (1812—1870). В 2012 г. исполнилось 200 лет со дня рождения этого выдающегося русского писателя, философа, революционного деятеля. Как ни покажется сегодня спорным, но уроки его творчества весьма актуальны для нашего времени

      Токарев Г.  Лингвокультурологическое прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»      О романтизме написаны тысячи работ. В этой статье мы попытаемся в довольно схематичной форме провести лингвокультурологический анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», целью которого является выявление особенностей художественного воплощения идеологем (правил, принципов мышления) романтизма в анализируемом культурном тексте

       Перевалова С.    Память Сталинграда в русской литературе       Гуманистические традиции русской классики XIX и XX веков с ее сосредоточенностью на нравственных ценностях бытия и в новом тысячелетии являются сильнейшим средством воспитания патриотизма как неотъемлемого свойства души нашего народа. Его любовь к Отчизне, «всемирная отзывчивость» и «сила братства» (Ф.М. Достоевский) во всю мощь проявились в 1942-1943 годах, когда под Сталинградом решалась дальнейшая судьба всей планеты

      Долинский М. Оригинал и портретисты. О прижизненных портретах А.А. Блока      Завершенных прижизненных портретов Блока, исключая случайные наброски, примерно столько же, а быть может, и меньше, чем неполучившихся или задуманных, но не начатых. Он позировал многим, однако иконография его бедна сравнительно с современниками

      Фокин П. Певец осени и грусти (И.А. Бунин)    Бунина большинство знает главным образом как прозаика. Но как поэт он стоит на уровне своей прозы. У него много превосходных стихов. Стихи эти, равно как и проза Бунина, говорят о необыкновенной его способности перевоплощаться, если можно так выразиться, во все то, о чем он пишет...

      Шубникова-Гусева Н. Сергей Есенин в стихах и жизни    Сергей Есенин — поэт необычайной судьбы и неповторимого дара. Ярчайшим метеором озарил он русскую поэзию XX века и неожиданно, страшно «сгорел на ветру». Его творческий путь был коротким, стремительным, отмеченным резкими поворотами.  Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом

      Пимнева В., Дормидонтова А. Поэтический мир Паустовского         31 мая 2012 г. исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского писателя XX в., мастера лирической прозы Константина Георгиевича Паустовского. Слова, написанные им когда-то о великом датском сказочнике Гансе Христиане Андерсене, ныне звучат как аллегория, приоткрывающая роль и его собственного творчества: «Он собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков»

      Павлова С. Да здравствует лицей! (200-летие со дня основания Императорского Александровского лицея, Санкт-Петербург)      19 октября 2011 г. исполнилось двести лет со дня основания Императорского Лицея, созданного для высокой цели - воспитания личности, призванной достойно служить обществу. Его выпускники, люди широко образованные, оставили заметный след в отечественной истории и культуре и прославили свою альма-матер. Сегодня специалисты пытаются понять феномен этой удивительной школы, не имевшей аналогов в отечественном образовании. А постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», открытая ныне в нашем музее в г. Пушкине (бывшем Царском Селе), помогает удержать тонкую связь времен

      Фридлендер Г. Ф.М. Достоевский и его наследие     Творчество Достоевского — одно из тех важнейших явлений в истории русской литературы XIX в., которым суждено было стать в XX в. определяющими для всей мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы сложных и противоречивых формах оно ни проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым «париям» дворянско-буржуазного мира — талантливому человеку, роковым образом заблудившемуся в путанице своих собственных идей и представлений, падшей женщине, ребенку — сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира

      Мишин А. Вечные руны. «Калевала»: фольклор или литература?   160 лет назад финский врач и подающий надежды филолог Элиас Лённрот (1802-1884) представил широкому читателю главный труд своей жизни - расширенную версию эпических сказаний «Калевала» (первая вышла в 1835 г.), получившую всемирную известность

      Медынцева Г.  Две родины Ивана Тургенева      В Государственном Литературном музее - обладателе одного из крупнейших в мире собраний раритетов, связанных с жизнью и творчеством Ивана Тургенева (1818-1883), открылась выставка «Русский скиталец», посвященная 190-летию со дня его рождения. В основу экспозиции положены многочисленные встречи великого писателя с отечественными и зарубежными деятелями культуры, рисующие картину его жизни и одновременно литературную, общественную панораму Европы

      Текст и интерпретация. Сборник научных статей материалов конференции Пятых Филологических чтений "Интерпретатор и текст: проблема ограничений в интерпретационной деятельности" (НГПУ)

       
       





       


       


       

      О. Борисова.  Художник жизни (А.П. Чехов)     Антон Павлович Чехов - один из самых известных за рубежом русских прозаиков и драматургов, чьи произведения переведены почти на 100 языков мира, тонкий психолог, мастер подтекста, искусно сочетавший юмор и лиризм. Первые его литературные опыты (водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.д.) относятся к гимназическим годам. А будучи студентом медицинского факультета Московского университета, он сотрудничал со многими иллюстрированными журналами, где его юмористические рассказы появлялись сотнями. «Я газетчик, потому что много пишу, но это временно..., - отмечал он в письме к брату. - Оным не умру»




        © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование